Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

Средняя общеобразовательная школа № 74 имени Виктора Васильченко

350060, г. Краснодар, п. Лорис, ул. 2-я Школьная, 1

email: school74@kubannet.ru

тел: 8(861)2 515-646

Главное меню

Год педагога и наставника

СТАНЬ ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ

w

75 лет победы

1

Вход на сайт

Знание.ТВ

1

4

 

3

«Хочу - могу - надо» (Правильный выбор профессии)

Тайм-менеджмент для школьников

Брошюра "Азбука семейных ценностей"

Памятка для родителей "Осторожно вейп!"

1.Отцы и дети.

Конечно, наилучшим средством решения проблемы отцов и детей и устранения скандалов является профилактика. Надо вести себя так, чтобы «взрывов» не было вообще.

Если же не в силах предотвратить их, то будьте готовы: придется заниматься по­следствиями конфликта в семье – обычно это чувство усталости, стресс. Чем чаще семейные ссоры, тем сильнее стресс. Но сильная усталость и стресс, в свою очередь, легче провоцируют людей на конфликты.

Американский психолог Дж. Виткин в своей книге «Мужчина и стресс» утверждает, что «семейные неурядицы являются причинами стрессов для подростков».

То же самое можно сказать и о психологическом состоянии родителей. Как практикующий психолог вот уже много лет я провожу тренинг «Основы семейной конфликтологии». И на мой вопрос: «С кем у вас чаще всего бывают конфликты: с супругом(ой) или с детьми?» получаю от участников семинара неизменный ответ — «с детьми».

Потому для любой семьи, желающей быть счастливой и гармоничной, важно уметь предупреждать конфликты и гасить возникающие ссоры.

Неумение родителей понять детей приводит последних к депрессии. По мнению специалистов, в разных странах мира ей подвержены от 11,8 до 33,2 % подростков, причем девочки значительно больше мальчиков. Нередки депрессивные состояния у подростков из неполных семей, у родителей-одиночек.

По мнению психиатра Ларисы Ким, недостаток средств в семье также является причиной депрессии у детей и тесно связан с конфликтами — ведь перепады настроения от тоски и ярости очень распространены в подростковом возрасте.

Прежде чем говорить о стратегии решения проблемы отцов и детей, надо выяснить: кто будет миротворцем, инициатором прекращения семейных ссор? Ведь если таких людей не найдется, и каждый член семьи станет на тропу войны с желанием морально уничтожить оппонентов, то ни о каком примирении говорить не следует.

Конечно, стать миротворцем должен кто-то из родителей, при этом необходимо запастись терпением. Некоторые родители в случае малейшего сопротивления со стороны ребенка тут же устраивают истерику.

Другие, неудовлетворенные жизнью, срывают это настроение на детях. Есть и такие, которые, сталкиваясь со строптивостью подростков и не понимая, что многие поступки диктуются переходным возрастом, реагируют на выходки детей дикой яростью.

Доброжелательность, мудрость — эти качества помогут в разрешении конфликта в семье.

Помимо миролюбивого настроя и терпения родитель должен прежде всего жить в ладу с собой. Поэтому, если отца или мать раздирают противоположные чувства и желания, идет внутренняя борьба, и это влияет на ребенка и других членов семьи, то о примирении не может быть и речи.

Решив стать миротворцем, выявите основные внутренние противоречия в своем характере, проанализируйте их, найдите способы преодоления негативных черт, почитайте специальную литературу, сходите на прием к психологу.

Порядок и гармония в семье во многом зависят от того, насколько каждого из ее членов устраивает сложившаяся иерархия. Российская семья по своей природе патриархальна, что предполагает жестко фиксированную систему распределения ролей в ней: обычно это авторитарный отец-добытчик, строгая мать-хозяйка, слегка ершистые, но в целом послушные дети.

Увы, времена меняются, и проблема отцов и детей сегодня провоцируется тем, что отец нередко получает меньше матери, и у него подчас просто не остается сил быть лидером в семье.

Мать далеко не всегда стремится быть хозяйкой, которая тянет на своих плечах всех домочадцев (по данным статистики, только 29% российских женщин нравится роль хозяйки). Дети далеко не так уж послушны. В результате создается негативное поле, которое влияет па атмосферу в семье, возникают напряженные отношения.

Иногда зерна будущих семейных конфликтов и проблем закладывает слишком назойливая опека родителей, что нередко служит одной из причин детских неврозов. Этим, как правило, грешат так называемые матери-наседки, которые следят за каждым движением чада.

С годами развивается болезненная зависимость, которая, по мере взросления ребенка, перерастает в ссоры и обиды.

О том, что еще нужно сделать для решения проблемы отцов и детей, читайте в следующем цикле моих статей.

Воспитание хороших манер у ребенка 

Воспитание хороших манер у ребенка не менее важно, чем воспитание у ребенка таких качеств, как честность, аккуратность, доброта. Если родители хотят своего малыша видеть вежливым и воспитанным, то в первую очередь необходимо научить его любить окружающих.

Если ваш ребенок не сумеет полюбить окружающих его людей, то родителям будет очень сложно учить его даже самым простым и поверхностным манерам. При этом главное условие – любящая семья, в которой все стараются быть внимательны друг к другу. Ребенок, которого воспитывают в таких условиях впитывает доброту, словно губка. Он сам начинает говорить «спасибо», и это потому что так говорят все в его семье и говорят они это от всей души.

Кроме личного примера во время воспитания хороших манер у ребенка, малыша следует учить, как же быть предупредительным и вежливым, но делать это необходимо крайне дружелюбно, и не в коем случае не использовать подзатыльники и другие подобные методы. Если к человеку относятся хорошо, то и сам он старается к другим относиться еще лучше.

Если родителям приходится делать замечание малышу по поводу его поведения, то не стоит делать это при посторонних людях, чтобы его не смущать.

Обязанность родителей при воспитании хороших манер у ребенка – сделать своего малыша таким, чтобы окружающие его любили.

Воспитание ребенка для родителей – это особенный процесс и происходит он у всех по разному. Каждый старается выработать свою стратегию поведения при общении с ребенком, подобрать правильные  методы воспитания.

Высокий уровень жизни позволяет родителям заводить личного педагога, так называемого гувернёра, который решает все воспитательные задачи: от соблюдения режима, ухода за ребёнком, до развития его способностей. Но кто бы не занимался воспитанием ребёнка, мама, детский сад или гувернантка, без привития хороших манер не воспитать успешного человека. Тем более с хорошими манерами не рождаются, их приобретают в детские годы под влиянием взрослых и окружающей среды. При чём, если ребёнок ходит в детский сад, то окружающая среда будет играть определяющую роль. Когда же ребёнок воспитывается в семье, то семейный уклад будет формировать основы хорошего поведения.

Родительский дом оказывает огромное влияние на установки в поведении и формирование системы ценностей ребёнка. Мы, взрослые, являемся для ребёнка образцом, как в речевом поведении, так и в поступках. Как часто можно услышать фразу: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!» или «У неё походка как у мамы!». Дети наблюдают за нами: как мы ходим, держим осанку, жестикулируем, смеёмся, разговариваем. Наши контакты с людьми в разных ситуациях (поликлиника, кинотеатр, магазин и т.д.) так же замечаются детьми. И если в родительском поведении присутствует недовольство, придирчивость и даже грубость, то говорить с ребёнком о вежливости пустая трата времени, а по большому счёту лицемерие. 
Иногда мы умеем вести себя безукоризненно – на каком-нибудь официальном приёме, обеде, в гостях, - но, надевая домашние туфли, мы расслабляемся, и, согласитесь, отбрасываем все наши изысканные манеры в сторону. А как раз дома нам нужно быть примером для наших детей. Ведь именно в семье, где дети чувствуют себя так же, как и мы, - непринуждённо, свободно, - мы нередко требуем от них вежливости. Но дети не понимают, почему в доме должно что-то измениться с приходом гостей. 

Как же, спросите Вы, представить себе воспитанных детей и родителей: живут по заранее написанным законам и никогда не отступают от них, ходят чинно по улицам, раскланиваясь со встречными, ежеминутно говорят «простите, пожалуйста, будьте добры» и носят в кармане сборник советов по этикету? Не совсем так. Наша жизнь гораздо разнообразнее и сложнее, чем мы можем себе представить и описать в каких угодно руководствах. Нельзя придумать правила поведения на все случаи жизни, тем более ребёнку не под силу запомнить великое множество этих правил. 

Хорошие манеры прививаются в повседневной жизни, как бы случайно, незаметно, не спеша и терпеливо. Научить ребёнка «слушаться», т.е. подчиняться разумной жизненной дисциплине, можно лишь тогда, когда он осознает необходимость правила. Например, если ребёнок перебивает Вас в разговоре, то недостаточно сказать грозно: «Не мешай мне разговаривать! Это не культурно». Лучше объяснить ему, как это мешает говорящему человеку, а также научить его вежливо прерывать разговор, если дело срочное. Не страшно, что Вам придётся повторить это много раз, как старой пластинке. Ведь это Ваш ребёнок, и только Вы можете помочь ему справляться со своим, пока ещё не совсем «манерным» поведением! 

А теперь несколько практических советов по воспитанию у детей хороших  манер.
1 СОВЕТ №1.

Ребёнок должен «созреть» для освоения правил вежливости: не ранее 3-х лет. До этого возраста непосредственность ребёнка ещё очень велика, а общественные интересы слишком малы, чтобы у него появился хоть какой-нибудь стимул усвоить нормы поведения. Можно, конечно, заняться «муштрой» поведения, но это может вызвать глубокий протест и неприязнь к общению, в котором столько непонятных условностей. После 3-х лет, когда у ребёнка появляется интерес к сверстникам и окружающему миру, для него будет важно соблюдать правила хорошего тона: поделиться игрушкой, соблюсти очерёдность в игре, поблагодарить за угощение и т. д. 
СОВЕТ№2. 
Родитель или педагог, прививающий хорошие манеры, должен сам им безукоризненно следовать. Если Вы будете допускать отступления от норм, то ребёнок в конце концов запутается между правильным и неправильным образцом вашего поведения. 

СОВЕТ№3. 
Если Ваш ребёнок забывает произносить «вежливые слова», не заставляйте его, особенно публично, произносить их. Сделайте это за ребёнка. Развивайте и поддерживайте хорошие отношения со своими детьми, на основе которых обязательно сформируются хорошие манеры. Если он будет уважать Вас, то не станет грубить. И даже если у ребёнка случаются срывы, и он становится чудовищно невоспитанным, то это не повод для отчаяния. Оставайтесь тверды, не опускайтесь до уровня малыша, а поднимайте его до своего. 

По утверждениям английских психологов, в воспитании ребенка необходимо придерживаться «золотой середины».

Постоянное назойливоеродительское внимание или полное его отсутствие в равной степени отрицательно сказывается не только на психике малыша, но и на его умственных способностях. Ученые установили, что дети, чьи родители работают всего полдня, вырастают более предприимчивыми и удачливыми, чем остальные. Причем, дети работников умственного труда гораздо лучше воспринимают окружающий мир, чем дети предпринимателей.  Психологи считают, что теория «золотой середины» для родителей особенно важна.Психологи выделили две группы родителей: первая – родители-трудоголuкu, посвящающие детям максимум пять минут в день; вторая – родителu – «липучки», не отстающие от своих детей ни на шаг и старающиеся сделать все за них.

Постарайтесь найти «золотую середину» в воспитании своего малыша, чтобы вырастить хорошего человека.

Хорошие манеры для хорошей жизни

 

  1. СЕЛФХАРМ...
    Что это такое?

Селфхармом принято называть причинение человеком себе физического вреда, обычно как способ справиться с трудными или тревожными мыслями и чувствами, болезненными воспоминаниями, ситуациями, которые трудно пережить, и невозможностью контролировать свою жизнь.
Конечно же этот способ ни в коем случае проблемы не решит и жизнь не облегчит.
Некоторые подростки наносят себе самоповреждения. Для окружающих такое поведение является глупостью, дурью или «дешевым способом привлечь к себе внимание». Семьи обычно пытаются скрыть этот факт, расценивая как позор и дефект их воспитания. Однако проблема эта гораздо сложнее и шире, чем кажется на первый взгляд.
Подростковый возраст. Не самое простое время как для детей, так и для родителей.
Кто-то проходит этот этап взросления проще, у кого-то возникают сложности. Конечно, родители в первую очередь сейчас бояться, что их сына или дочь вовлекут в какую-то криминальную деятельность, либо, что он или она станет зависимым от алкоголя, наркотиков, превратится в игромана. Это, конечно, ужасно, но, тем не менее, и это еще не все.
Среди подростков практикующих самоповреждения 13% делают это более 1 раза в неделю, 20% несколько раз в месяц под воздействием определенного вида стресса (например, только после ссоры с любимой девушкой или парнем). Но для части подростков поводом к самоповреждению может быть что угодно, любая ситуация, вызывающая волнение или напряжение.
Обычно повреждения себе наносятся по 3 основным причинам. У подростка либо слишком много эмоций, с которыми он не может справиться (не с кем их разделить) и, боль от самоповреждения дает им выход. Либо эмоций нет совсем, он ощущает себя бесчувственным и нанесение себе раны или ушиба дает ему возможность почувствовать себя живым. Есть и ситуации, когда подростки занимаются селфхармом для того чтобы быть "на волне", как все. Как бы то ни было, после причинения себе боли подросток чувствует не только облегчение, но и эйфорию. Некоторые говорят, что боль и текущая кровь вызывают очень приятные переживания, перебивающие те негативные эмоции, которые мучили до акта самоповреждения. Но все это так называемый эффект плацебы. Ведь человек ( особенно в подростковом возрасте) может убедить себя в чем угодно.
Внешними причинами самоповреждений могут быть:

1. Дисфункциональная семья ( развод или ситуация «будем жить вместе только ради детей»)
2. Перфекционизм подростка и его окружения. Если ты не сделал все идеально, ты достоин наказания и нет тебе прощения.
3. Влияние друзей. Бывают ситуации, когда друзья дают образец поведения в сложных жизненных случаях.
4. Пережитое сексуальное насилие.
5. Информация в СМИ, когда самоповреждения преподносятся, как решение проблемы. «Мальчик порезал себе вены, и сразу все окружающие осознали, что были неправы»
На самом деле, не важно какая причина. Главное не боятся разговора с ребёнком. Не бояться обратиться к специалисту (психологу, при необходимости к психиатру). Но ничего не поможет если у подростка не будет поддержки семьи. Если на него будут смотреть как на предателя и сумасшедшего, которому нельзя доверять. Возможно родителям самим нужно будет посмотреть на себя со стороны и предпринять шаги к изменениям внутри семьи.

 

  1. Буллинг реальность и миф.

Английское слово буллинг (bullying, от bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. 
буллинг включает четыре главных компонента:

это агрессивное и негативное поведение;
оно осуществляется регулярно;
оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью;
это поведение является умышленным.
Десять мифов о буллинге

Миф 1. Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы. Еще в 1910 г. Фрейд и Адлер провели в Вене первый конгресс на тему суицида среди учащихся средней школы. Фред писал, что в школе были и будут проблемы насилия именно потому, что школа собирает незрелых личностей – детей и подростков. Школа и учитель не несут ответственность за то, чтобы актов насилия не было (это было бы не реалистично).
Миф 2. Буллинг, как и другие формы нарушений дисциплины, возможны только у слабого педагоги. Исследования подтверждают: в любой школе и у любого педагоги, особенно у хорошего (потому что дети его меньше боятся) могут обнаружится факты травли, провокаций, физического или эмоционального давления как среди сверстников, так и в отношениях ученика с учителем.
Миф 3. Вызывать беспокойство должны только случаи физического насилия. Гораздо реже страдают из-за физических воздействий агрессивного характера, чаще – из-за других видов агрессии. В разных странах по статистике на первом месте по частоте встречаемости словесная травля – (оскорбления, злые шутки и т.д.). На втором месте бойкот, на третьем – физическая расправа. На четвертом – распространение слухов и сплетен, на пятом – воровство. Причиной суицидов чаще является не физическое насилие, а изоляция, бойкот.
Миф 4. Буллерами становятся «несчастные» люди, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со окружающими. Статистика показывает, что самооценка агрессоров высокая, их поведение вызвано не аффектами, которые они не могут контролировать, а холодным расчетом. Они прекрасно умеют вести себя корректно, но не делают этого, если чувствуют отсутствие угрозы наказания.
Последствия буллинга.
Буллинг порождает стресс. Стресс возникает тогда, когда человек думает, что не в состоянии справится с происходящими событиями. Чаще всего при этом возникает три наиболее примитивных вида поведения: бегство, вовлечение в бой или замирание. Дети, подверженные буллингу, имеют высокую частоту встречаемости головных болей, нарушения сна, болей в животе, тревожности, чувства печали, плохого аппетита и ночного недержание мочи, депрессии. Взрослые – проявляют высокий уровень депрессии и низкий уровень самооценки, имеют больше проблем из-за социальной изоляции, страдают от социальной тревожности, одиночества и беспокойства, у них достаточно часто наблюдается антисоциальное поведение.
«У буллинга нет возраста, и с травлей можно столкнуться, будучи даже на пенсии. Само понятие достаточно широкое, и если мы будем рассматривать каждую ситуацию в правовом поле, то обнаружим, что это будут самые разные статьи Уголовного кодекса. Клевета, возбуждение ненависти или вражды, вандализм, повреждение имущества и многое другое. В отличие от простого насилия, травля — это всегда агрессивные, продолжительные и системные действия. Наказание за буллинг зависит от ситуации и обстоятельств происходящего, оно может быть дисциплинарным (в виде замечания и предупреждения), административным за незначительные проступки (штраф родителям или отчисление из школы) и вплоть до реального уголовного срока», 

 

  1. ВНИМАНИЕ НА ХЕШ-ТЕГИ!!!!!!

Взрослым следует предпринять меры безопасности, если ребенок использует такие хеш-теги: f53 f57 f58 d28 морекитов тихийдом хочувигру млечныйпуть хочувигру ждуинструкцию или состоит в группах, содержащих в названии следующее: «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20», «f57», «f58», «Тихийдом», «Рина», «Няпока», «Море китов», «50 дней до моего...», «домкитов», «млечныйпуть», «150звёзд», «ff33», «d28», «хочувигру», или постоянно рисует китов, бабочек, единорогов не только на бумаге, но и на своем теле.
Для защиты детей от опасностей в Интернете необходима активная позиция родителей. «Родительский контроль» — не только определение из психологии или причина детской жалобы. В информационной среде данный термин применим к группе программ, которые ограничивают доступ к использованию вредных, опасных или негативно влияющих на ребенка интернет ресурсов.

Программа «Родительский контроль» позволяет:

- сформировать списки контактов, переписка с которыми будет разрешена или запрещена;
- задать ключевые слова, наличие которых будет проверяться в сообщениях;
- указать личную информацию, пересылка которой будет запрещена.
Если переписка с контактом запрещена, то все сообщения, адресованные этому контакту или полученные от него, будут блокироваться. Информация о заблокированных сообщениях, а также о наличии ключевых слов в сообщениях выводится в отчет. Для каждой учетной записи пользователя компьютера можно посмотреть краткую статистику переписки через социальные сети, а также подробный отчет о событиях.
Но самое главное во всех этих мерах не переусердствовать и ни в коем случае не предпринимать ничего в тайне от вашего ребенка, т.к. это может спровоцировать агрессию и попытки утаить правду.

    1. СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)

Сейчас стало нормой вешать ярлык гиперактивности на каждого 2-го ребенка, который более подвижный чем его сверстники. В этой статье я хотела бы раскрыть понятие гиперактивность и определить границу между серьезным расстройством, и просто подвижностью наших детей.

Итак, СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такой диагноз ставят детям, чаще мальчикам старше 4 лет. Это расстройство работы нервной системы, которое проявляется характерным поведением ребенка и требует коррекции.

Суть расстройства

В основе СДВГ лежит волнообразная и не соответствующая ситуации выработка веществ, с помощью которых по нейронным цепям передается информация, происходит это в зонах мозга, ответственных за удержание внимания, принятия решений. 

При СДВГ возникают трудности с:

  • удерживанием внимания на определенном объекте, которым может быть предмет, движение или ситуация;
  • принятием решений (например, в процессе выбора игрушек);
  • усидчивостью;
  • участием в разных видах деятельности;
  • поведением, соответствующим возрастным нормам и социальным правилам.

СДВГ проявляется в детском возрасте. Синдром сохраняется на долгие годы, затрудняя процесс обучения и социализации ребенка.

Распознаем синдром самостоятельно

О наличии устойчивых нарушений можно говорить только после достижения ребенком 4-5-летнего возраста. Все отклонения, которые возникают раньше, принято считать поведенческими реакциями, которые поддаются коррекции и не требуют специфического лечения.

Следует подозревать СДВГ, если родители замечают следующие симптомы (один или несколько):

  • Проблемы внимательности. Малыш не может сконцентрироваться на выполнении одного действия даже короткое время, ко всему в считанные минуты теряет интерес, забывчив, рассеян.
  • Поведенческие проблемы. Ребенок не способен принимать осознанные решения, выполняет действия бездумно, не оценивая ситуацию и не принимая во внимание ее последствия, игнорирует нормы поведения.
  • Проблемы активности. Малыш не может играть в игры, требующие концентрации внимания и выполнения заранее оговоренных правил.

На СДВГ указывает сочетание перечисленных симптомов со следующими критериями:

  • расстройства присутствуют дольше 6 месяцев и оказывают значительное влияние на общение с другими людьми;
  • симптомы сохраняются в различных ситуациях, не зависят от окружения;
  • проблемное поведение сохраняется таким в школе и дома, на площадке, в других общественных местах;
  • ребенку менее 12 лет.

Подозрения или диагноз?

Родители чрезмерно активного ребенка могут заподозрить у него СДВГ. Подкрепить или опровергнуть подозрения помогут опросники (Виндербильта или Коннорса), которые можно найти в интернете. Однако самостоятельно делать выводы не стоит. Прояснить ситуацию поможет врач-невролог.

Диагноз СДВГ ставят на основании:

  • жалоб;
  • анамнеза (сведений о жизни, развитии, заболеваниях);
  • беседы с родителями и маленьким пациентом.

Специалист поможет подобрать правильный подход к ребенку, расскажет об АВА (прикладном анализе поведения), а при необходимости назначит медикаментозное лечение.

Нужны ли консультации с другими специалистами?

При любой проблеме неврологического профиля помощь должна соответствовать проблеме. Например, если ребенок предрасположен к тревожным состояниям или страхам, требуется работа с психологом.

Базовым методом лечения СДВГ выступает АВА-терапия, на которой специализируются АВА-тераписты. Это неврологи, психиатры, психотерапевты и психологи, прошедшие соответствующую специализацию. Родителям детей с СДВГ стоит пройти специальные курсы, которые помогут внедрить поведенческую АВА-терапию в образ жизни семьи.

Заниматься этим методом дважды в неделю по часу не получится, поскольку синдром требует постоянного правильного взаимодействия с пациентом. Не стоит терять связь со специалистом, может потребоваться помощь специалиста в решении некоторых вопросов.

Нужен ли нейропсихолог

Нейропсихологи занимаются топической диагностикой нарушений высших корковых функций, что в будущем поможет более дифференцировано подходить к их коррекции. 

Для терапии СДВГ в услугах нейропсихолога необходимости нет, достаточно помощи невролога и психотерапевта. Врачи подберут рациональные методы АВА-терапии для тренировки нарушенных функций, а при необходимости назначат психостимуляторы.

 

    1. СКУЛШУТИНГ – ЧТО ЭТО?

Скулшутинг– это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. За рубежом случаи стрельбы в школе известны с начала XX века. Еще в 1927 году в США в результате массового расстрела в школе города Бат погибли 44 человека, 58 получили тяжелые травмы. С тех пор подобные случаи получают свое распространение на территории всего мира, в том числе в России. Школа «Колумбайн» в США, в которой в 1999 году произошло самое громкое вооруженное нападение учеников на своих одноклассников. Этот случай получил широкий общественный резонанс. Тогда в результате стрельбы погибли 13 человек. К сожалению, у подростков, устроивших тогда стрельбу в школе, появились последователи, которые стали повторять такие страшные поступки. Подростки наиболее подвержены влиянию, поэтому часто совершают поступки, аналогичные тем, о которых прочитали в книге или журнале, узнали из Интернета.

 

Причины совершения детьми «скулшутинга»

Существуют внешние и внутренние факторы, подталкивающие детей к скулшутингу. Среди внешних факторов можно выделить:

-отсутствие внимания родителей к ребенку;

-ссоры с членами семьи;

-трудности ребенка в общении со сверстниками, конфликты с ними и педагогами;
-буллинг (травля) - агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов) со стороны других членов коллектива или его части;-смерть родственников и друзей;

доступ ребенка к огнестрельному и холодному оружию в доме;

-интерес ребенка к компьютерным играм, в которых присутствуют сцены насилия, а также его доступ к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию «скулшутинга».

К внутренним факторам следует отнести:

-депрессивное состояние ребенка;

-внушаемость и ведомость ребенка;

-психические отклонения у ребенка.

На что родителям следует обратить внимание

  • Внутрисемейные отношения

Семейный уклад – базис для любого ребенка. Именно в семье он получает информацию об окружающем мире, развивается. Родители являются первым и главным авторитетом в глазах ребенка, а семейные традиции и правила представляются ребенку самыми правильными. Дети, воспитывающиеся в семьях, где царит недоверие, насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество. Стоит заметить, что в России нападения чаще совершаются с использованием холодного оружия. Это объясняется тем, что в нашей стране огнестрельное оружие не легализовано – нож подростку достать проще, чем пистолет.

  • Проявление подростком агрессии

Агрессия в подростковом возрасте является практически типичной поведенческой особенностью. В большинстве случаев за повышенной агрессивностью подростка стоит защитный механизм, который срабатывает, чтобы защититься от окружающего мира. Стоит заметить, что агрессия бывает и пассивной, внутренней, при этом внешне подросток остается спокойным. Практически про всех «школьных стрелков» одноклассники потом говорили: «Он был такой тихий – мы и предположить не могли, что он на такое способен!» Такая пассивная агрессивность может появиться, если подростку не хватает внимания родителей, которые не интересуются его жизнью, увлечениями, проблемами, а также из-за игнорирования его сверстниками.

  • Специфика отношений со сверстниками

В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает первостепенное значение. В этот период подростки часто меняют друзей, ища «свою компанию» – ту, в которой будут приниматься переживания и установки подростка. Если общения нет или с ним имеются проблемы, то у подростка можно наблюдать появление серьезных психологических проблем. Задача родителей – помочь ребенку решить проблему общения со сверстниками, определить причину возникновения разногласий.

  • Психологические травмы

Если вспомнить резонансный случай стрельбы в школе «Колумбайн», то можно проследить четкую тенденцию: подростки, расстрелявшие своих одноклассников, являлись жертвами буллинга – травли в школе, которая продолжалась достаточно долгое время. Безусловно, такая ситуация психологического (и физического) насилия не могла не оставить свой отпечаток на психике детей – они были психологически травмированы, и эта травма ежедневно влияла на их психологическое состояние и вызывала некие поведенческие особенности. Травля может быть прямой – когда ребенка бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, а может быть и косвенной – распространение слухов и сплетен, бойкотирование, манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней, мы с тобой не друзья»).

  • Психическое здоровье

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза подтверждает, что школьные стрелки нередко имеют психиатрические диагнозы. Стоит заметить, что диагноз не является причиной такого страшного поступка, как скулшутинг. К сожалению, многие родители, опасаясь осуждения окружающих, игнорируют рекомендации детских психологов и не обращаются за психиатрической помощью.

Самое важное – контакт со своим ребенком. Когда ребенок достигает подросткового возраста, уже поздно начинать его устанавливать: это нужно было делать намного раньше – с рождения. В подростковом возрасте родитель должен стать для ребенка другом, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым. Именно чувство отверженности собственными родители может толкнуть тинейджера на такой страшный шаг, как стрельба в школе. Любите своих детей, будьте к ним внимательны и принимайте их такими, какие они есть!

 

    1. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ. ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА.

Почему так активировалось агрессивное поведение подростков в 21-м? Может на подростковую агрессию влияет, в основе своей, современная, часто негармоничная жизнь, методы воспитания и детско-родительские отношения.

Давайте разберемся детальней в причинах агрессивного поведения подростков, и методах  профилактики спонтанной, неконтролируемой, и часто неосознанной агрессии у подростков.

Итак, попробуем понять, внутренний мир подростка. Самый распространенный ответ на вопрос «кто или что виновато в повышенной агрессии наших детей» — это конечно же ТВ, игры и интернет, но не все так просто.

 Ведь даже если вы оградите ребенка от всех этих «источников агрессии», ваш сын или дочь не станут вести себя по-другому в тех ситуациях, в которых раньше эту самую агрессию проявляли.

Если перефразировать дедушку Фрейда, то корни всех проблем взрослого человека идут из детства.

Но давайте сразу определимся: никто ни в чем не виноват. Никто никому ничего не должен. Идеальных родителей не существует. Родители — это значимые фигуры в жизни ребенка, а главное — в его психике. Они — целая вселенная, в которой формируются и через которую потом фильтруются представления о себе, мире, других людях. Бывает, родителей и нет давно, а внутри слышен их голос: «я тебя люблю несмотря ни на что» или «ты мне всю жизнь испортил, лучше бы тебя не было» — ну голоса разные бывают.

Большое количество умных людей проведя массу психологических исследований выявили, что в три года малыш пребывает на пике своей агрессивности. Это вызвано тем, что крохам нереально трудно в этот период усвоить запреты, а также правила поведения. От родителей будет зависеть, как неадекватное поведение малыша они перенаправят в мирное русло. Перво-наперво, это зависит от самого поведения родителей, насколько они миролюбивые и доброжелательные.

И описывая причины зарождения агрессивного поведения подростков, следует учитывать те нормы, которые он имел честь узнать в своем далеком детстве.

Но вот малыш подрос. Это для нас с вами они всегда будут маленькими. «Ну какие там у него могут быть проблемы?».  Но и тут не все так просто. Взрослея и погружаясь в свои глобальные проблемы, мы часто забываем, насколько глобальными были наши проблемы в детстве. И тогда ведь никто не мог нам доказать, что все это ерунда и со временем ты посмеёшься, вспоминая этот случай.

И в этот момент именно равнодушие или чрезмерная опека и навязчивость, не принятие в серьез того, что происходит, отсутствие поддержки или отстаивание интересов своего «малыша» (даже тогда, когда взглянув на все со стороны, вы понимаете, что он не прав), все это может привести к формирует эмоционального вакуума у подростка, который перерастает в неспособность контролировать самостоятельно эмоции.

Чтобы этого не случилось, подростку нужно учится контролировать свои эмоции. Для этого ему нужно постоянно видеть, то как можно негативные проявления выразить более спокойно, не доставляя вред другим и самое главное себе.

Принятие ребенком самостоятельных решений способствует обучение на своих ошибках. Самое главное в этот момент не переходить на крайности. Не нужно по любому поводу (бытовому, рабочему, при спорах в семье) спрашивать «разрешения» у сына или дочери. Вашему подрастающему человеку нужно научиться высказывать свое мнение, знать где и в каких ситуациях это уместно, а в каких нет. Вы же не придете в кабинет своего начальника и не начнете рассказывать ему о том какой он плохой и как ему нужно вами руководить. Потому что вы прекрасно понимаете, что этому не время и не место. Вот этому должны научится дети.

К слову, о крайностях. Несовершеннолетний, окруженный мега заботой, становится неуправляемым с навязчивым стремлением доказать родителям свою самостоятельность. Это, как раз и выражается в агрессивном поведении со сверстниками или с животными, гораздо реже с собой.

Значительную часть своего времени дети проводят в школе (как и вы на работе) и влияние одноклассников оказывает особое воздействие на развитие агрессивного поведения подростков. Частые конфликты, учебная нагрузка выводят из равновесия шаткую психику несовершеннолетнего, ко всему вышеперечисленному присоединяется неразделенная любовь. Те самые глобальные проблемы, которые были есть и будут в жизни любого подрастающего человека.

Возникновению агрессивного поведения подростка может поспособствовать группа сверстников, среди которой общается ребенок. Если вчера еще ваш ребенок был спокойный, то завтра он может «травить» сверстника, доказывая тем самым свою «крутость», чтобы быть принятым в группу значимых сверстников.

Самое страшное, что сейчас агрессия не имеет пола. Множество ужасных поражающих своей жестокостью видео можно встретить и на ТВ и в интернете.

Алкоголь, курение, нецензурная лексика, оскорбления и травля других сегодня уже стали нормой. Подростки не осознают, за что их наказывают, если так делают все. Уже не редкость, когда несовершеннолетний из хорошей семьи, учащийся в хорошей школе превращается в агрессивную личность. Зачастую это говорит о том, что ему не уделяют дома внимания. Агрессивное поведение подростка – это своеобразная форма протеста, вызванная непринятием его, как личности.

У таких несовершеннолетних отсутствуют ценностные ориентации, нет хобби, им свойственна узость, а также неустойчивость в увлечениях. Такие школьники часто озлоблены, тревожны, грубы, страдают эгоцентризмом (есть 2 мнения мое и неправильное), а также выражением крайней самооценки (положительной или отрицательной).

Итак, подводя итоги я хотела бы рассказать вам о некоторых практических моментах, которые позволят вам в конфликтной ситуации с детьми и подростками обеспечить её позитивное разрешение и установить партнёрские отношения.

  1. Старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.
  2. Следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.
  3. Адекватно оценивайте возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.
  4. Наладьте взаимоотношение со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:
  • проводите вместе с ним как можно больше времени, установите семейные традиции, совместные дела, игры, совместное чтение интересных книг, совместные прогулки, совместные покупки, совместные развлечения и отдых, совместное приготовление пищи;
  • делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях;
  • если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно;
  1. Контролируйте собственные негативные эмоции. Старайтесь:
  • не устрашать;
  • не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;
  • не оценивать личность ребёнка или его друзей;
  • не использовать физическую силу, не угрожать;
  • не читать нотации, проповеди, он их не услышит;
  • не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.

6. Так же родителям необходимо помнить, что на начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) лучше всего использовать следующие методы борьбы с агрессией:

  • переключение внимания;
  • "изящный уход".

Изящный уход — это дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам спокойно выйти из конфликтной ситуации. Любая оригинальная или нестандартная реакция взрослого на агрессивное поведение ребёнка помогает уладить проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры.

7. Постарайтесь не попадаться на «удочку» (зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Если вы попадаетесь, то теряете свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения.)

8. Позвольте себе отдохнуть. В те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены: скажите себе «стоп»; не прикасайтесь к ребенку; лучше уйти в другую комнату; отложите совместные дела с ребенком ( если это возможно);

В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны: сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить;

  • примите теплую ванну или душ;
  • выпейте чаю;
  • послушайте любимую музыку;
  • просто расслабьтесь лежа на диване;

И самое главное - любите своего ребёнка за то, что он есть у вас, а не за какое либо поведение или поступок. Ведь так как родитель его никто и никогда любить не будет. Пусть ребенок почувствует свою важную роль в вашей жизни, одарит вас взаимной любовью и украсит вашу жизнь счастливыми моментами.

 

  1. ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ: ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ.

Повышенная тревожность у ребенка — вторая по распространенности группа среди проблем детской психики (пальма первенства принадлежит поведенческим расстройствам). Её клинические признаки отмечаются примерно у 8% детей. К сожалению, этот показатель растёт. Поэтому я подготовила краткое руководство для тех родителей, которые озабочены профилактикой или снижением тревожности у своего ребёнка.

Что такое повышенная тревожность

Страх — досадный, но непременный спутник жизни человека. Он «вшит» в наши инстинкты и запускается как часть механизма выживания. А. И. Захаров, один из ведущих специалистов в области детских неврозов, так описывает динамику появления страхов:

Возраст ребёнка

Страхи в этом возрасте

от 1 до 3 лет

страх неожиданных звуков, темноты и боли

от 3-15 лет

страх одиночества и замкнутого пространства

от 5 до 7 лет

страх смерти

от 7 до 11 лет

страх чужих оценок, когда дети начинают бояться «быть не тем, кого уважают, ценят и понимают»

Другими словами, любой ребёнок может внезапно разволноваться, если поставить его на табурет и попросить спеть перед незнакомой публикой, но в большинстве жизненных ситуаций он будет спокоен и радостен. Ребёнок с повышенной тревожностью, редко может расслабиться и испытывает беспокойство почти постоянно: оставаясь в одиночестве, отправляясь на шумный праздник, при ответе незнакомому человеку.

Страхи имеют гендерную зависимость. До 12 лет они сильнее тревожат мальчиков, а после 12 лет — девочек.

Причины повышенной тревожности у ребенка

Тревожные расстройства могут быть спровоцированы реальными событиями в жизни ребёнка. Например, развод родителей, провал на соревнованиях, смерть любимого домашнего питомца и т.п. Риск возрастает, если негативные события совпали по времени или накатились серией.

Однако специалисты единодушны во мнении, что основная причина детских тревожных расстройств — это тревожность взрослых, которые окружают ребёнка. То есть, высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о генетической предрасположенности (исследования близнецовых пар доказали, что наследуемость тревожных расстройств невелика), а о методах воспитания.

Вот условные портреты родителей (выявленные специалистами), которые, действуя из самых лучших побуждений, могут сформировать повышенную тревожность у своего ребёнка.

Наседки

Стремясь уберечь ребенка от любых угроз, они буквально боятся отпустить его руку или выпустить из поля зрения. При каждом чихе мчатся в больницу, требуя детального исследования всего организма. Часами сидят вместе с ним над домашними заданиями, когда ему остаётся лишь аккуратно записывать чужие решения. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.

Прожектёры

Встречаются двух видов. Одни не удовлетворены своим жизненным результатом и хотят, чтобы ребёнок воплотил их мечты. Другие, наоборот — добились высокого положения в обществе и не желают, чтобы их «позорил» отпрыск «неудачник». Главное, что их объединяет — это желание добиться некого идеала. К сожалению, он редко доступен ребёнку. В итоге малыш постоянно боится обмануть ожидания родителей и, соответственно, потерять их любовь.

Спартанцы

Воспитанные в авторитарных семьях, эти родители убеждены, что именно такой подход помог им сформировать характер и волю. Поэтому они передают «эстафету поколений» и воспитывают своего ребёнка по принципу «так закалялась сталь». То есть, попросту игнорируют или высмеивают любые страхи или неудачи малыша. В итоге он начинает считать себя хуже других и, чем ниже падает его самооценка — тем выше становится тревожность.

Разумеется, реальные папы и мамы сложнее, чем упрощенные типы. Их методы воспитания — сложная «смесь» индивидуальных убеждений, привычек и темпераментов. Кроме того, на детей влияют не только родители, но и другие взрослые из близкого окружения ребёнка, начиная от бабушек и дедушек, и заканчивая воспитателями и преподавателями. Поэтому можно дополнительно выделить три вида требований, которые становятся причиной внутреннего психологического конфликта и провоцируют повышенную тревожность ребёнка:

  • Противоречивые требования, когда между собой не совпадают либо требования папы и мамы, либо требования родителей и учителей. Например, мама запрещает учиться с простудой, а учитель наказывает за пропуски.
  • Неадекватные (завышенные) требования. Например, ребёнок прочный «хорошист», а родители требуют, чтобы он непременно стал лучшим учеником в классе.
  • Негативные требования, которые унижают ребёнка и подчёркивают его зависимость от взрослых. Например, папа требует «сейчас же перестань реветь или я буду брать в поход только твоего брата».

Симптомы повышенной тревожности у ребенка

Большинство тревожных детей в раннем возрасте просто не могут объяснить свои проблемы, а в подростковом — настойчиво их отрицают. Поэтому важно вовремя заметить первые соматические признаки. Вот их краткий перечень (без классификации по различным типам тревожных расстройств):

  • приливы жара или озноба;
  • тремор или дрожь;
  • учащенное сердцебиение;
  • дискомфорт или боли в груди;
  • ощущение комка в горле;
  • затрудненность дыхания;
  • обморочность или головокружения;
  • мышечное напряжение;
  • онемение или покалывания;
  • ощущение «пустоты в голове»;
  • чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».

Затем перепроверьте свои наблюдения с помощью опросника (авторы Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.), где каждый положительный ответ будет засчитан как 1 балл:

  • Ваш ребёнок не может долго работать, не уставая;
  • Ему трудно сосредоточиться;
  • Любое задание вызывает излишнее беспокойство;
  • Очень напряжен и скован во время выполнения заданий;
  • Смущается чаще других;
  • Часто говорит о напряженных ситуациях;
  • Как правило, краснеет или бледнеет в незнакомой обстановке;
  • Жалуется, что ему снятся страшные сны;
  • Руки у него обычно холодные и влажные;
  • Нередко страдает расстройством стула;
  • сильно потеет, когда волнуется;
  • Не обладает хорошим аппетитом;
  • Засыпает с трудом, спит беспокойно;
  • Пуглив, многое вызывает у него страх;
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается;
  • Часто не может сдержать слезы;
  • Плохо переносит ожидание;
  • Не любит браться за новое дело;
  • Не уверен в себе и своих силах;
  • Боится сталкиваться с трудностями.

Если общее количество баллов достигает 15-20 баллов, то у вашего ребёнка повышенная тревожность; 7-14 баллов — средняя; 1-6 баллов — низкая.

Профилактика повышенной тревожности или 10 «нельзя»

  1. Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.
  1. Кричать на ребёнка, тем более в присутствии других людей.
  1. Использовать выражения, которые унижают ребёнка или снижают его самооценку.
  1. Сравнивать его с другими детьми, как в хорошем, так и в плохом поведении.
  1. Непрерывно критиковать. Проведите эксперимент. Записывайте каждое замечание, которое вы делаете ребёнку в течение дня, и перечитайте этот список перед сном. Большинство из них окажутся однотипными и мелочными, не принесли никакой пользы и лишь повредили вашим отношениям.
  1. Предъявлять завышенные требования, не учитывая индивидуальных особенностей ребёнка.
  1. Требовать извинений за любой проступок. Иногда полезнее, чтобы ребёнок честно объяснил его причину.
  1. Требовать смелости. Не торопите и дайте ребёнку время привыкнуть к новой ситуации и людям.
  1. Заставлять соревноваться с другими детьми. Особенно в играх, где требуется скорость выполнения заданий.
  1. Подрывать авторитет других значимых взрослых. («Слушай только меня! Ваши учителя ничего не понимают!»)

Рекомендации по снижению тревожности или 10 «надо»

Если вы заметили признаки тревожности вашего ребенка, приложите максимум усилий, чтобы скорректировать своё поведение.

  1. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени и поддерживайте визуальный контакт при разговоре.
  1. Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие к миру (исключение ситуации, когда дети очень щепетильны к нарушению личного пространства)
  1. Чаще и, желательно, публично (например, за семейным ужином) отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.
  1. Устраивайте домашние праздники и приглашайте на них одноклассников. Даже ваше присутствие в другой комнате, благотворно скажется на тревожном ребёнке. Он будет чувствовать себя увереннее, чем в полном одиночестве на школьной перемене, и это постепенно изменит о нём мнение сверстников. Поверьте, это крайне важно для него, даже если он не признаётся.
  1. Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребенок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за то же самое.
  1. Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.
  1. Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.
  1. Показывайте пример позитивных ожиданий от будущего и демонстрируйте уверенное поведение.
  1. Обсуждайте с ребёнком трудности в обучении и общении, и совместно вырабатывайте стратегию движения к успеху.
  1. И самое главное. Если вы не в силах выдерживать нужную линию поведения (особенно повторяете «10 нельзя»), то обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Пришла пора разобраться с «призраками» собственного детства. Хотя бы ради вашего ребёнка.

 

 

 

Единое окно цифровой обратной связи

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?