Буллинг – психологический террор (насмешки, оскорбления), избиение, травля,
повторяющаяся агрессия по отношению к определенному человеку, включающая в
себя принуждение и злоупотребление.
Буллинг относительно новый термин, обозначающий старое, вековое явление –
детскую жестокость. Заметное звучание проблема буллинга приобретает в
подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей
растущих детей, внутренних и внешних условий их развития.
Школьный буллинг бывает:
1. Физический школьный буллинг - умышленные толчки, удары, пинки, побои
нанесение иных телесных повреждений и др.; сексуальный буллинг является
подвидом физического (действия сексуального характера).
2. Психологический школьный буллинг - насилие, связанное с действием на
психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или
угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется
эмоциональная неуверенность. К этой форме можно отнести:
вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым
постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных
слухов и т.д.);
обидные жесты или действия(например, плевки в жертву либо в её
направлении);
запугивание(использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для
того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется
частью учеников или всем классом);
вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье
личных вещей жертвы)
Новая разновидность школьного буллинга- кибербуллинг – жертва получает
оскорбления на свой электронный адрес, унижения с помощью мобильных
телефонов или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных
изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).
Кибер-буллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое
название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно
нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать,
терроризировать, травить.
Участники буллинга:
В ситуации травли всегда есть зачинщики, жертвы и, конечно, преследователи —
основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю.
Иногда в классе присутствуют и нейтральные наблюдатели, которые не отличаются
от преследователей, так как своим молчанием они поощряют травлю, никак ей не
препятствуя.
Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы. Иногда
появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно если
защитников несколько или с их мнением в классе считаются) — большинство
преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.
2Но довольно часто защитник изгоя и сам становится изгоем. Например, если,
подчиняясь воле учителя, ребенок вынужден сидеть за одной партой с изгоем, то он
может постепенно стать объектом насмешек, если только не начнет активно
принимать участие в травле соседа по парте.
Признаки того, что ребенка травят
Добровольная изоляция. Ребенок предпочитает проводить время дома, в
одиночестве.
Часто подавленное настроение, обидчив, плаксив, замкнут.
Часто болеет, жалуется на недомогание.
Прогуливает школу, снижается успеваемость.
Часто приходит с ссадинами, испорченными вещами.
Выпрашивает или ворует деньги, вещи, невнятно объясняет причину своего
поведения.
Что нельзя говорить ребенку:
«Ты сам виноват», «ты сам так себя ведешь», «ты их провоцируешь», «тебя
травят за что-то».
«Не обращай внимание».
«Дай им сдачу».
«Что вы делаете, ему же плохо» и т.д.
Как помочь своему ребёнку:
прежде всего, понять истинную причину происшедшего с ним;
убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга;
сообщить об этом учителю и школьному психологу;
сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;
если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправлять его
на следующий день в школу;
при сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс
или даже в другую школу;
в случае развития посттравматического стрессового синдрома немедленно
обратиться к специалистам;
ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на
самотёк. Учите детей конструктивно решать проблемы, без агрессивности, хвалите
их, когда у них это получается.
Хвалите их, когда они хорошо себя ведут, это поможет им поднять самооценку.
Ребенок должен быть уверен в себе , чтобы отстоять свою точку зрения.
Спросите у детей, как прошел их день в ОУ, внимательно выслушайте, что они
говорят о своих одноклассниках и проблемах, об ОУ.
Серьезно отнеситесь к буллингу. Большинство детей стесняются рассказывать,
что их обижают. Возможно, у вас будет только один шанс на то, чтобы помочь
ребенку.
Если вы видите, что кого-то обижают, обязательно вступитесь за ребенка, даже
если обидчиком является ваше чадо.
Призывайте ребенка оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Никого не обижайте сами. Если детей обижают дома, они будут вымещать
злость на других. Если ваш ребенок видит, что вы обижаете кого-то другого,
насмехаетесь над ним или сплетничаете о ком-то, он будут поступать так же.