Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

Средняя общеобразовательная школа № 74 имени Виктора Васильченко

350060, г. Краснодар, п. Лорис, ул. 2-я Школьная, 1

email: school74@kubannet.ru

тел: 8(861)2 515-646

Главное меню

Год педагога и наставника

СТАНЬ ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ

w

75 лет победы

1

Вход на сайт

Билет в будущее

Знание.ТВ

1

1

Рекомендации педагогам по профилактике и предотвращению травли среди учащихся

Буллинг в школьной среде 
 

О проведении акции «Неделя жизнестойкости»

С 28.02.2022 по 04.03.2022 г. в школе была проведена образовательно-профилактическая акция «Неделя развития жизнестойкости». В акции приняли участие 1-11 классы. Неделя началась с пятиминуток на тему: «Что дает развитие жизнестойкости человеку» вовремя, которых дети узнали, что такое жизнестойкость и какими качествами обладают жизнестойкие люди.

1

Также ребята из 5-11 классов приняли участие в акции «Дерево жизни». В ходе акции ученики записывали на приготовленных листочках, что для них значит слово «жизнестойкость» и приклеивали их на «Дерево жизнестойкости». К концу дня дерево «зазеленело» от появившихся листочков с надписями.

2 3

Ученики 1-4 классов приняли участие в акции «Жизнь прекрасна» (выставка рисунков в классах)

5

 

Второй день «Недели жизнестойкости» был посвящен классным часам

«Жизнь прекрасна!» 1-4 классы

3

«Сила духа», где учащиеся узнали о людях, проявивших жизнестойкость в сложных жизненных ситуациях, 5-11 классы

 

111

В третий день были проведены с учащимися 6-х классов были проведены тренинги «Как успешно преодолевать трудности». Целью тренинга была познакомить обучающихся с вариантами снятия психоэмоционального напряжения.

222

 

5555

В четвертый день для родителей учащихся 7-х классов был проведен практический вебинар «Слагаемые жизнестойкости детей» https://vk.com/video/@club193991994?z=video-193991994_456239018%2Fclub193991994%2Fpl_-193991994_-2

 

233

 

324

 

В заключительный день «Недели жизнестойкости» с учащимися 9-11 классов был проведен классный час с участием нарколога на темы:

«Влияние никотина на организм подростка»

33

«Секреты интернет общения»

В конце недели были подведены итоги образовательно-профилактической акции и вручены грамоты активным участникам мероприятий.

  1. Что такое снюс и чем он опасен? Наркотик или нет? Как принимается и как действует?
    Снюс - это табачная смесь, которая закладывается под губу и прижимается к десне. Через слизистую оболочку рта никотин всасывается в кровь, в результате происходит выброс адреналина и глюкозы в кровь, у человека ненадолго повышается настроение, появляется прилив сил.
    Содержание никотина в снюсе в 4-5 раз выше, чем в сигаретах. В отличие от сигарет, которые выкуриваются за пару минут, снюсы рассасывают до часа, что также увеличивает поступление никотина в организм. Из-за того, что пакетик размещают прямо в полости рта, никотин ещё и впитывается гораздо быстрее.
    Зачастую школьники и студенты употребляют снюсы вместе с безалкогольными энергетиками, чтобы усилить психостимулирующий эффект. Это представляет дополнительную опасность для организма, подчеркнул нарколог, так как увеличивается нагрузка на сердце. Ещё опаснее является использование снюсов перед уроками физкультуры или в сочетании с алкоголем.
    То, что последствия употребления снюса в подростковом возрасте крайне опасны, отмечают и в Центре гигиенического образования населения Роспотребнадзора. К ним относятся:

остановка роста;

повышенная агрессивность и возбудимость;

ухудшение когнитивных процессов;

нарушение памяти и концентрации внимания;

высокий риск развития онкологических новообразований, прежде всего желудка, печени, полости рта;

ослабление устойчивости к инфекционным заболеваниям.

К типичным симптомам отравления никотином как в результате использовании сигарет, так и снюсов относятся тошнота, рвота, диарея, тахикардия, повышение артериального давления, одышка, угнетение дыхания, расширение зрачков, расстройство зрения, слуха, судороги. Смертельный исход возможен в случае паралича центра дыхания.

  1. Профилактика употребления ПАВ.

Рекомендации для родителей.

Сегодня алкоголь и наркотики, к нашему большому сожалению, стали частью молодежной среды. Это - реальность, в которой живут наши дети. Невозможно изолировать ребенка от этой реальности, просто запретив употреблять наркотики, посещать дискотеки и гулять в определенных местах.
КАК ЖЕ УБЕРЕЧЬ СВОЕГО РЕБЕНКА ОТ ЭТОГО ПУТИ?

Смотрите на мир его глазами. Всегда помните, что вы тоже, когда-то были в его возрасте.
Всегда слушайте его. Вы должны знать, чем живет ваш ребенок, о чем он думает и что чувствует.
Рассказывайте ему о себе, чтобы ему было легче говорить о себе.
Не запрещайте безапелляционно. Задавайте вопросы. Выражайте свое мнение, и найдите компромисс употреблению ПАВ.

Научите ребенка говорить «нет». Важно, чтобы он в семье имел это право. Тогда ему будет легче сопротивляться давлению сверстников, предлагающих наркотики и алкоголь.
Разделяйте проблемы ребенка и оказывайте ему поддержку.
Учите ребенка решать проблемы, а не избегать их. Если у него не получается самостоятельно, пройдите весь путь решения проблемы с ним вместе.
ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

Бледность кожи
Расширенные или суженные зрачки
Покрасневшие или мутные глаза
Замедленная речь
Плохая координация движений
Следы от уколов
Свернутые в трубочку бумажки
Шприцы, маленькие ложечки, капсулы. Бутылочки
Нарастающее безразличие
Уходы из дома и прогулы в школе
Ухудшение памяти
Невозможность сосредоточиться
Частая и резкая смена настроения
Нарастающая скрытность и лживость
Неряшливость
Эти симптомы являются косвенными. Для подтверждения злоупотребления наркотиками и зависимости от них необходима консультация врача-нарколога.

1.ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «В ЛАДУ С СОБОЙ»

Цель: профилактика стрессовых состояний в подростковой среде.

Задачи:

1Познакомить учащихся с понятием “стресс” и его проявлением;

2. Изучить воздействие стресса на организм человека;

3. Повысить уровень информированности детей о факторах, влияющих на протекание стрессовой реакции;

4. помочь осознать собственное состояние в стрессовых ситуациях;

5. сформировать навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

6. Изменить отношение детей к сложным ситуациям жизни.

Категория участников: от 13 до 15 лет.

Количество участников: 10-20 человек.

Время проведения: 40-60 мин.

Ход занятия

Здравствуйте.

Сегодня у нас с вами будет тренинг «В ладу с собой», на котором мы обсудим, что такое стресс, какие стадии проходит стресс в своем развитии, какие существуют способы преодоления стресса.

А для начала давайте с вами познакомимся.

Упражнение «Поход»

Цель: знакомство ведущего с участниками.

Инструкция: Каждый участник, пол-очереди, должен называть свое имя и то, что Он возьмет с собой в поход. Ведущий говорит, идет этот участник в поход или нет. Участники, которые поняли логику, не должны говорить об этом до конца мероприятия. Смысл в том, чтобы предмет начинался на ту же букву, что и имя участника.

Теоретический блок

Понятие “стресс” давно и прочно вошло в повседневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслушиваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телевизоров; знаем, что к нему приводит обилие информации. А что же это такое — стресс?

Стресс – это ответная реакция организма на воздействие, требующее приспособление к изменениям среды.

Стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть, и негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия (можно попросить участников привести примеры из своего опыта). Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна.

Далее участники обсуждают, зачем человеку нужна способность испытывать негативные эмоции и состояния: злость; страх; грусть; апатия.

Примерные варианты выводов:

– злость - мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;

– страх - сигнализирует об опасности;

– грусть - побуждает нас задуматься;

– апатия - дает “передышку”, позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.

Конечно, все мы реагируем на стрессы по-разному: кто-то справляется с ними легко, а кому-то это достаточно сложно. Но если рассмотреть общий принцип адаптационной реакции организма, то окажется, что на любой стресс протекает по одной и той же схеме.

В своём развитии стресс проходит три стадии. Давайте рассмотрим их. Например, вам сообщили о том, что сейчас вы будете писать контрольную работу. Вы испытываете тревогу, напряжение. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда даже не могут понять суть контрольной работы или вовсе не могут начать писать. Это первая стадия – стадия тревоги.  На этой стадии в кровь поступают особые вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм готовиться действовать.

Но вот первая тревога прошла, и вы приступаете к работе. Ситуация продолжает оставаться напряжённой, сложной, а вы уже способны действовать достаточно эффективно, иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации. Ваш организм мобилизовал внутренние резервы и получил возможность сопротивляться стрессу. Это вторая стадия – стадия стабилизации. Однако на этой стадии из-за того, что организм работает очень напряжённо, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются.

Если стрессовая ситуация продолжает оставаться напряжённой, наступает третья стадия – стадия истощения. Представьте себе ситуацию, что контрольные работы вы пишете на каждом занятии целый день. Уже к концу этого дня вы почувствуете сильную усталость, ваша работоспособность снизится, внимание и память начнут изменять вам. Результат работы может стать безразличен. Организм использовал все ресурсы, и теперь может наступить его разрушение. На этой стадии у человека значительно ухудшается самочувствие, может нарушаться сон и аппетит, возрастает подверженность его различным заболеваниям, и как итог – наступает болезнь. В крайних случаях может наступить смерть.

Стрессовые состояния существенно влияют на жизнь человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый «эустресс». Опасность как бы подстёгивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность и общее торможение. Это «дистресс».

Упражнение «Стаканчик»

Цель: моделирование эмоционально значимой стрессовой ситуации, выявление типичных реакций на стрессовые ситуации.

Инструкция: Ведущий ставит на ладонь бумажный стаканчик и говорит участникам группы следующее “Представьте, что этот стаканчик – сосуд для самых ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей (пауза). В него вы можете мысленно положить то, что для вас действительно важно и ценно (пауза), это и есть то, что вы любите и чем очень дорожите”. На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент ведущий сминает этот стаканчик.

Слова ведущего: “Что вы почувствовали? Ваше состояние сейчас какое?” Затем ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы. Возможно проведение параллели переживания “здесь и сейчас” на ситуации общения:

  • Когда возникают такие же чувства?
  • Кто ими управляет?
  • Куда деваются потом?

Заключительная фраза ведущего этого упражнения: “То, что вы сейчас пережили - это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как вы это пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у вас, в том числе и в общении с другими людьми”.

– Ребята, как вы думаете, что такое тревожность?

Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного. 

– Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.) 

– Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.) 

Физиологическая сторона тревожности. 

– Вы, наверное, замечали, что достаточно просто подумать о предстоящем важном событии, о том, что вас ожидает и начинает сильно биться сердце. С физиологической точки зрения это объясняется просто. Когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, наш мозг получает сигналы об этом. Вырабатываются гормоны, которые попадают в кровь и с ней переносятся ко всем внутренним органам, меняя их режим работы. Учащается работа сердца, повышается активность тех зон коры головного мозга, которые отвечают за внимание и слаженную работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. 

Мозговой штурм «Списки»

Цель: выявление значимых для группы стрессов

Инструкция: ведущий просит учащихся составить списки тех ситуаций и переживаний, которые можно оценить как стрессовые. Далее составляется рейтинговый список для группы.

Какими способами люди преодолевают стресс?

Люди обычно пытаются преодолеть стресс тремя способами:

  • изменение своего восприятия проблемы;
  • изменение ситуации, вызвавшей проблему;
  • пытаясь справиться со стресс-реакцией, порожденной проблемой.

Мозговой штурм «Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс?»

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего – от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Я уверена, что такой опыт есть у каждого из вас. Он обусловлен вашей жизненной практикой, и, попадая в напряжённые ситуации, каждый из вас реализует его, пытаясь справиться со стрессом. Предлагаю провести мозговой штурм на тему: «Какими способами можно помочь себе справиться со стрессом?».

Записать на доске или ватмане все предложенные варианты (попить чаю, послушать спокойную музыку, сделать уборку, поспать, погулять на природе, пообщаться с животными, заняться любимым делом (хобби): повязать, шить, рассмотреть свою коллекцию, ремонтировать свою машину и др.).

(Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…) 

– Итак, у нас получилось 2 колонки. 

– Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые? 

– Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы? 

Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (учитель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами). 

– Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему? 

Вывод: Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему. (Учитель также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри).

Теоретический блок

Ситуации, подобные той, которую мы рассмотрели, к сожалению, часто вызывают конфликт. Давайте рассмотрим это понятие.

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов”.

Участники обсуждают, возможно ли в жизни полностью избежать конфликтов; если между друзьями возникает конфликт, значит ли это, что дружбе пришел конец.

Необходимо, чтобы участники поняли: конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей. При кажущейся на первый взгляд негативной окраске, конфликты часто приводят к созиданию нового, более совершенного способа взаимодействия.

Дается определение понятию “компромисс”, которое также помещается на доску или в центр круга:

Компромисс — это соглашение на основе взаимных уступок”.

Необходимо особо подчеркнуть, что компромисс возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путем, в противном случае конфликт может привести к разрыву отношений, к ссоре.

Для того чтобы конструктивно решать конфликты или не допускать их развития, в серьезных областях взаимодействия людей созданы различные правила.

“Беспроигрышный метод решения споров”

1. Выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий.

2. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта.

3. Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.

4. Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.

5. Обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так, как вы хотели.

Упражнение "Мусорное ведро"

Цель: повышение эмоционального фона группы, профилактика депрессивных состояний.

Инструкция: “Участникам раздается бумага и ручки, а также дается время на то, чтобы они нарисовали или написали все, что их раздражает в большой степени. Дается не более 5 минут”.

После чего, по желанию, участники могут рассказать, что они изобразили или написали на своих рисунках. Затем, посередине круга, ставится мусорное ведро, участникам предлагается порвать на маленькие кусочки свои листы бумаги так, чтобы не осталось ни одного целого слова или картинки и выбросить в мусорное ведро.

Рефлексия

 

2.ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К ИТОГОВОЙ РАБОТЕ.

Тема: Психологическая готовность к итоговой работе.

Цель:

1. тренировка навыков психологической готовности к итоговой работе;

2. повышение уверенности в себе.

Задачи:

1.снижение уровня фрустрации, адаптация выпускников в предэкзаменационный и экзаменационный периоды;

2.профилактика стрессов и повышение стрессоустойчивости;

Правила проведения тренинга:

1) Конфиденциальность – то, как ведут себя на тренинге его участники, не обсуждается вне групп;

2) «Здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства,

возникающие в группе в данный момент. Сосредотачивается внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время;

3) Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: "У всех такое мнение…", "Мы считаем…" и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее "мы". Все высказывания должны строиться с использованием "я". Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть;

4) При обсуждении любых вопросов необходимо говорить по очереди, не перебивая друг друга, действует правило поднятой руки;

5) Не критиковать («нет критики, бывает обратная связь», все участники на тренинги учатся, и поэтому задача остальных членов группы – дать им максимальное число рекомендаций).

УПРАЖНЕНИЕ ТРЕХМИНУТНЫЙ ТЕСТ.

  1. Прочитайте все пункты теста до конца.
  2. Напишите карандашом в левом верхнем углу свое имя.
  3. Сосчитайте до 30.
  4. Нарисуйте 4 маленьких квадратика внизу.
  5. Поставьте точки в центре квадратиков.
  6. Запишите на обратной стороне бланка имена 5 ваших друзей.
  7. Проделайте с левой стороны листа три дырочки ручкой.
  8. Если вы все уже правильно сделали, громко назовите свое имя.
  9. Запишите время на левом поле листа.
  10. В пункте 8 зачеркните все буквы «е», «а», «и».
  11. В пункте 7 подчеркните все нечетные слова.
  12. Обведите кружком все согласные буквы в пункте 6.
  13. Проверьте, какой пункт делает сейчас ваш сосед справа, запишите на своем бланке № этого пункта вверху.
  14. Обведите нарисованные квадратики.
  15. Напишите на обратной стороне 8 мужских имен.
  16. Напишите на обратной стороне 3 любых словарных слова.
  17. Снова запишите время в этой строке.

А теперь, когда вы все прочли, выполните только пункты № 1 и № 2 и сдайте бланк.

Ну что же вот мы и посмеялись. Кстати, способность человека произвольно вызывать у себя улыбку сделала ее мощным средством регуляции психического состояния. Доказано, что если, находясь в грустном, подавленном настроении, мы заставим себя подумать о хорошем и улыбнуться, то настроение сразу улучшается. Происходит это потому, что движение лицевых нервов при улыбке посылает сигналы в головной мозг и «запускает» соответствующую биохимическую реакцию.

Упражнение «Улыбнись себе»

Сядьте поудобнее, расслабьтесь, подумайте о чем-то радостном, светлом, праздничном и улыбнитесь своим мыслям и воспоминаниям. Лучше всегда иметь про запас несколько таких приятных тем, от которых светлеет на душе, чтобы в нужные моменты к ним обращаться. Для кого-то это воспоминания о летнем отдыхе на море, для кого-то образы веселых домашних питомцев, для кого-то общение с родными. Такие светлые уголки в душе есть у всех. Берегите их.

Упражнение " Ящик Пандоры"

Участникам напоминается легенда о ящике Пандоры. После этого предлагается написать на листах бумаги все то, что может каждому из них помешать успешно сдать ЕГЭ. (Это могут быть страхи, тревоги, завышенные родительские ожидания. Ребята пишут, рисуют). Затем эти препятствия нужно смять, порвать и выкинуть в ящик Пандоры. После завершения упражнения – обсуждение.

Дискуссия на тему "Возможности, которые предлагает нам жизнь"

А теперь, когда мы свободны от своих страхов, тревог, неуверенности в себе. Я предлагаю прослушать притчу. Звучит музыка.

Как-то ночью одного человека посетил ангел и рассказал ему о великих делах, ждущих его впереди: у него будут возможности добыть огромные богатства, заслужить достойное положение в обществе и жениться на прекрасной женщине.

Всю свою жизнь этот человек ждал обещанных чудес, но ничего не произошло, и в конце концов он умер в одиночестве и нищете. Когда он дошел до врат рая, то увидел ангела, который посетил его много лет назад, и заявил ему: Ты обещал мне огромные богатства, достойное положение в обществе и прекрасную жену. Все свою жизнь ждал... но ничего не произошло.

"Я не это тебе обещал, — ответил ангел. — Я обещал тебе возможности богатства, высокого положения в обществе и встречи с прекрасной женщиной, которая может стать твоей женой, а ты их пропустил.

Человек был озадачен.

"Я не представляю, о чем ты говоришь", — сказал он.

"Ты помнишь, однажды у тебя была идея рискованного коммерческого предприятия, но ты побоялся неудачи и не стал действовать?" — спросил ангел.

Человек кивнул.

"Из-за того, что ты отказался осуществлять ее, идея была через несколько лет дана другому человеку, который не позволил страхам остановить его, и, если ты помнишь, он стал одним из самих богатых людей в царстве".

"И еще, помнишь, — сказал ангел, — был случай, когда большое землетрясение сотрясло город, разрушив много домов, и тысячи людей не могли выбраться из-под обломков. У тебя была возможность помочь найти и спасти выживших людей, но ты боялся, что в твое отсутствие мародеры вломятся в твой дом и украдут все твое имущество, так что ты не обращал внимание на призывы а помощи и остался дома".

Человек кивнул, вспомнив □ своем постыдном поступке.

"Это была твоя великолепная возможность спасти сотни человеческих жизней, так что тебя бы уважали все оставшиеся в живых в городе", — сказал ангел.

"Ты помнишь женщину, прекрасную рыжеволосую женщину, которая тебе очень нравилась. Она не была похожа ни на одну другую из тех, кого ты видел до этого и после этого, но ты думал, что оно никогда не согласится выйти замуж за такого, как ты, и, боясь быть отвергнутым, ты прошел мимо нее?"

Человек опять кивнул, но теперь в его глазах стояли слезы.

"Да, мой друг, — сказал ангел, — оно стала бы твоей женой, с ней тебе посчастливилось бы иметь много прекрасных детей, и с ней ты был бы по-настоящему счастлив всю жизнь".

Всех нас каждый день окружают различные возможности, но часто, подобно человеку из этой истории, мы позволяем страху и опасениям помешать, нам использовать их.

Итак, ребята давайте по- новому взглянем на ситуацию. И итоговая работа для нас — это не ужасное испытание, не социальная несправедливость (почему я сдаю, а те, кто учился 20 лет назад не сдают), не «зверский» эксперимент мин. образования – а как на возможность, которые предлагает нам жизнь. Возможности проявить себя, показать всё, на что вы способны. Это как забег, на короткую дистанцию.

Представьте, вы стоите на старте. Ясно и четко видите финиш. Вам нужно максимально выложиться, мобилизовать все свои силы. Здесь нет места волнению и сомнениям (наступить мне на правую ногу сначала, а потом на левую или наоборот, а руки? куда их девать?). Вам нужно позволить себе быть самим собой

 

2.КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПАВ.

«Остановись, подумай, выбери»

Аудитория: обучающиеся 9-х классов

Продолжительность:1 час

Форма проведения: тренинг

Цель: Формирование глубокого понимания проблемы зависимости от ПАВ, осознание личной вовлеченности в проблему.

Задачи:

- повысить уровень информированности обучающихся о проблеме употребления ПАВ;

- формировать у обучающихся устойчивую мотивацию к сохранению собственного здоровья.

План мероприятия:

  1. Вводная часть:
  • постановка проблемы;
  • дискуссия «Зачем люди употребляют психоактивные вещества?»
  1. Основная часть:
  • упражнение «Ворвись – вырвись из круга»
  • игра «Незаконченное предложение»
  • ролевая игра «Давай с нами!»
  • игра «Портрет наркомана»

3.Заключительная часть:

  • игра «Скажи жизни - Да!»
  • домашнее задание

Ход тренинга

Психолог: Здравствуйте, я очень рада приветствовать вас на тренинге «Остановись, подумай, выбери». Начнем с разминки.

Психолог: Я приглашаю вас к нашему столу заседаний. Сегодня мы будем говорить о серьезном, о проблеме употребления подростками психоактивных веществ.

Правила нашего сегодняшнего мероприятия:

  • говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища, потому что каждое мнение сегодня для нас очень важно;
  • всегда говори то, что ты думаешь, здесь очень важно твое личное мнение, оно здесь ценится и уважается;
  • вся личная информация, сообщённая тобой на тренинге, является закрытой и не разглашается;
  • если ты хочешь высказаться – подними руку и тебя обязательно выслушают.
  • если тебе что-то не нравится, предложи – как сделать лучше;
  • не давай оценок другим участникам, не смейся над другими, потому что потом кто-то может посмеяться над тобой.

Постановка проблемы. Употребление психоактивных веществ – актуальная проблема, неотделимая от проблемы ВИЧ – инфицирования. Каждый человек должен хорошо разбираться в вопросах, связанных с зависимостью от ПАВ, знать пути ее преодоления – для того, чтобы оставаться здоровым и независимым от наркотиков, токсических и лекарственных веществ. Ответственность за то, употреблять или не употреблять ПАВ, - это выбор каждого человека. Человек рожден свободным от патологических зависимостей. Его выбор, право и ответственность - сохранять эту свободу всегда.

И не смотря на то, что тема эта весьма серьезная, мы не будем скучать и очень постараемся, чтобы всем вам было интересно.

Психолог: А теперь ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

2.Дискуссия «Зачем люди употребляют психоактивные вещества?»

Цель: Знакомство с объективной информацией о действии ПАВ.

Вопросы для дискуссии:

  • Почему люди употребляют наркотики?
  • Каковы последствия употребления?
  • «Плюсы» и «минусы» отказа от предложения попробовать наркотики?
  • Что такое зависимость от психоактивных веществ?
  • Какие вещества вызывают развитие зависимости?
  • Почему зависимость от психоактивных веществ – это хроническое, неизлечимое, прогрессирующее и смертельное заболевание?

(Обсуждение проблемных вопросов)

Психолог: А теперь я предлагаю вам выполнить упражнение «Ворвись – вырвись из круга»

3.Упражнение «Ворвись – вырвись из круга»

Цель: Отработка навыков противостояния группе, умение убедить, сказать «нет»

Описание: Все участники стоят в кругу, держась за руки. Один доброволец – вне круга или внутри круга. Его задача – любым способом вырваться из круга, если он внутри, или ворваться в круг, если он вне его. Задача группы – воспрепятствовать этому. Применимы любые методы, кроме нанесения физических и психических повреждений. Желательно, чтобы каждый член группы имел возможность побывать в роли человека, вырывающегося из круга или врывающегося в него.

Вопросы для обсуждения?

  • Что чувствовали участники?
  • Трудно ли противостоять давлению группы?

Психолог: Наверное, вы уже заметили листы бумаги с различными утверждениями, которые развешены на стенах. Прочитайте их.

4.Игра «Спорные утверждения»

(Листы с утверждениями "Совершенно согласен", "Согласен, но с оговорками", "Совершенно не согласен", "Не имею точного мнения" прикреплены на стенах кабинета.

Описание: Все участники слушают спорные утверждения, после чего должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый участник по желанию должен его обосновать: «почему я считаю именно так».

Утверждения:

  • Наркомания - это преступление.
  • Лёгкие наркотики безвредны.
  • ПАВ повышают творческий потенциал.
  • Наркомания это болезнь.
  • Прекратить употреблять ПАВ можно в любой момент.
  • Употребление алкоголя не вредит здоровью.
  • Многие подростки начинают употребление ПАВ «за компанию»
  • Люди, употребляющие ПАВ, очень часто не осознают, что зависят от них.
  • Зависимость от ПАВ формируется только после их многократного употребления.
  • По внешнему виду человека можно определить, употребляет он ПАВ или нет.
  • Наркоман может умереть от передозировки.
  • Продажа наркотиков не преследуется законом.
  • Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.

Подведение итогов игры «Спорные утверждения».

Выслушав все точки зрения, участники выбирают листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.

Психолог: Я думаю, все мы сделаем правильные выводы из услышанной информации. А сейчас, минута релаксации.

5.Игра «Незаконченное предложение»

Описание: Каждый из участников вытаскивает из колоды карточку, на которой написано незаконченное предложение. Его нужно закончить вслух. Участники отвечают по кругу:

  • Мне нравится, что я….
  • Вчера я сделал хорошее дело…
  • У меня есть такое хорошее качество как…
  • Я расскажу вам о хорошем поступке, однажды….
  • Меня есть за что похвалить, например…. и т.д.

После, каждый из участников отвечает на вопрос: «Как я себя чувствовал, говоря о своих положительных качествах»

Психолог: Отдохнули? Значит можно продолжать работу и снова поиграть, на этот раз серьезно.

6.Ролевая игра «Давай с нами!»

Цель: Осознание личной вовлеченности в проблему; формирование навыков противостояния давлению группы; осознание стратегий поведения, часто используемых молодежью в ситуации давления; изменений стратегий поведения.

Описание: Члены группы изображают компанию подростков, собравшихся на вечеринке. В компании употребляют алкоголь. Доброволец (мальчик или девочка) изображает подростка, который пытается отказаться от употребления алкоголя. Задача группы – уговорить, задача добровольца – придумать как можно больше аргументов и способов, чтобы, не провоцируя конфликта в группе (сохранив дружеские отношения), отказаться от употребления.

Вопросы для обсуждения:

  • Что чувствовали участники?
  • Трудно ли было противостоять давлению группы?
  • Что стало решающим фактором для выбора той или иной стратегии поведения?
  • Как вы думаете, какая стратегия поведения в данной ситуации была бы более эффективной?
  • Почему?

Психолог: Будущее человека – в его собственных руках. У человека всегда есть возможность сказать «нет» тем, чьи предложения не соответствуют его жизненной позиции, убеждениям, интересам или желаниям.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, каким вы представляете себе наркомана? (ответы участников). Сейчас я предлагаю вам нарисовать его на чистом листе.

7. Игра «Портрет наркомана»

Описание: На чистом листе ватмана в порядке очереди каждый участник рисует общий портрет наркомана, причем каждый участник рисует по одному элементу, творчески развивая элемент предыдущего, тем самым продолжая рисунок.

Психологь: Ну что ж, дорогие друзья, сейчас я задам вам последний серьезный вопрос в этой игре. Кто хочет быть на него похожим? (ответы участников)

Завершение работы

Психолог: Благодарю вас, дорогие ребята, за активное участие в нашем тренинге. Вы многое узнали, многому научились, а главное вы теперь умеете сказать «Нет!» психоактивным веществам. Теперь я предлагаю вам закончить нашу встречу на светлой и веселой ноте.

8.Игра «Скажи жизни - Да!»

Описание: Участникам раздаются ромашки со словами «Я никогда не буду таким, потому, что…». Каждому предлагается заклеить своей ромашкой, нарисованный ранее портрет наркомана и продолжить фразу.

Психолог: И что же у нас получилось, дорогие ребята? Это угрожающий гражданин скрылся под нашими ромашками, которые и символизируют жизнь! Жизнь любит тех, кто любит её, и ценит тех, кто ценит её.

Домашнее задание

Цель: Вербализация опыта, полученного в ходе занятия.

Описание: Участникам группы предлагается написать «Письмо другу, первый раз попробовавшему наркотики»

Психолог: Я благодарю вас за плодотворную работу! Мне было очень приятно работать с такими ответственными и интересными людьми! До свидания!

 

 

Единое окно цифровой обратной связи

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?