Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

Средняя общеобразовательная школа № 74 имени Виктора Васильченко

350060, г. Краснодар, п. Лорис, ул. 2-я Школьная, 1

email: school74@kubannet.ru

тел: 8(861)2 515-646

Главное меню

Год педагога и наставника

СТАНЬ ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ

w

75 лет победы

1

Вход на сайт

Знание.ТВ

1

ву

  1. КАКОГО ТИПА ВОСПРИЯТИЯ ВАШ РЕБЕНОК: АУДИАЛ, ВИЗУАЛ ИЛИ КИНЕСТЕТИК?
    Каждый человек по-особенному воспринимает окружающую действительность и обрабатывает полученную из нее информацию. Аудиалами называют людей, к которым большая часть сведений поступает через слух. У визуалов ведущий канал восприятия – зрительный. Кинестетики же воспринимают мир посредством различных движений и ощущений (прикосновений, запахов и т.д.).
    Конечно, данная классификация условна, к тому же людей, которые полностью соответствуют какому-либо одному типу, встретить сложно, однако даже в раннем возрасте можно говорить о преобладании у ребенка определенного вида восприятия.
    Почему же необходимо знать, к какой категории относится ваш ребенок? Это позволит грамотно развивать у него умения и навыки, сделает процесс получения знаний как более продуктивным, так и более увлекательным. Ребенок прочнее усвоит полученную информацию, а родителям станет проще выстраивать с ним отношения.
    Чем же отличаются дети разных типов восприятия и как определить ведущий канал получения информации?
    Особенности ребенка-аудиала
    Поговорка «В одно ухо влетело, в другое вылетело» точно не про таких детей. Полученная информация надолго задерживается, хорошо перерабатывается, превращается в логичные выводы и гипотезы. Ребенок-аудиал усидчив, внимателен, обожает говорить и слушать.
    В развитии детей с аудиальным типом восприятия общение играет огромную роль, вот почему с такими детьми следует почаще разговаривать. Аудиалы любят заниматься в небольших группах, поскольку в этом случае учитель сможет выкроить достаточно времени на каждого воспитанника.
    Со стороны кажется, что ребенок-аудиал немного надоедлив – он любит рассказывать в деталях, что произошло школе, а садясь за домашнюю работу, начинает вслух обсуждать решение задачи.
    Правила обучения и воспитания детей-аудиалов:
    - постарайтесь создать спокойную атмосферу для учебы – отдельное пространство, изолированное от громких звуков, мешающих сосредоточиться;
    - не настаивайте на обучении чтению, если ребенок предпочитает слушать вас, а не самостоятельно листать книгу;
    - при общении используйте голосовые возможности: в вашей речи обязательно должны быть паузы, интонационно окрашенные выражения, выделенные громким голосом слова;
    - приобретайте или скачивайте аудиокниги, музыку (не обязательно классические произведения);
    - школьнику можно приобрести самый простой диктофон, он пригодится и при дальнейшем обучении;
    - научите ребенка проговаривать последовательность действий;
    - поощряйте желание детей посещать курсы изучения иностранных языков, поскольку большая часть занятий посвящена разговорной практике
    Особенности ребенка-визуала
    Дети с визуальным типом восприятия лучше запоминают информацию, которая состоит из рисунков, графиков, схем, выделенных фрагментов текста, плакатов и т.д. У них хорошо развита моторика пальцев, замечательная зрительная память, однако словесные инструкции они воспринимают с трудом и поэтому часто переспрашивают задания. Его мыслительный процесс имеет ряд отличительных особенностей: воспоминания из прошлого и представления о будущем предстают в виде картинок, ребенок постоянно проигрывает воображаемые ситуации, благодаря бурной и живой фантазии. То есть думает визуал образами.
    Школьникам-визуалам проще запомнить объяснения педагога, если он дублирует задания на школьной доске или на схемах.
    Правила обучения и воспитания детей-визуалов:
    - создайте для них комфортные для домашнего обучения условия – удобный стол, набор канцелярских принадлежностей (скрепки, карандаши, маркеры, блокноты);
    - особое внимание уделяйте развитию речи, общительности, чувства коллективизма, физической координации;
    - в раннем возрасте развешивайте в комнате стикеры и картинки с названием предметов, это поможет при обучении чтению;
    - разработайте каталоги по самым разным областям знаний – карточки со схемами, рисунками являются лучшим способом изучения для такого ребенка;
    - повесьте на стену или магнитную доску карты, плакаты, макеты, объясните, как с ними работать, если он прежде ими не пользовался;
    - разрешите детям подчеркивать цветными карандашами или маркерами важные абзацы в книгах, журналах, также приобретите для визуалов черновики, в которых можно будет рисовать, чертить или просто черкаться.
    Особенности ребенка-кинестетика:
    Такие дети являются практиками: они стремятся изучить окружающий мир со всех сторон, принюхиваясь, ощупывая и даже пробуя на вкус. Игрушки детей этого типа восприятия, к сожалению, недолговечны – их быстро разбирают на части. Да и в школе кинестетик любит трогать учебные материалы, конструировать, собирать или, наоборот, разбирать пособия.
    В отношениях с родителями дети - кинестетики нуждаются в объятиях, поглаживаниях, прикосновениях. Они сильно привязаны к родителям, растут «ручными» детьми и даже в школьном возрасте любит забираться на колени к родителям.
    Правила обучения и воспитания детей-кинестетиков:
    - для плодотворных занятий ребенку необходимы практические материалы – объемные игрушки, фигурки животных, набор камней и минералов, глобус и т.д.;
    - приобретите объемистые детские энциклопедии по разным областям знаний, толковые словари, книги о природе;
    - обязательно посещайте с детьми различные выставки, музеи, контактный зоопарк;
    - не заставляйте малыша долго сидеть над заданием, так как у него быстро накапливается усталость, а внимание рассеивается, поэтому чередуйте физические и умственные нагрузки;
    - чтобы запомнить правильное написание какого-либо слова, предложите ребенку записать его несколько раз, в этом случае сработает так называемая нервно-мышечная память.

 

Тест на определение ведущего канала восприятия ученика

( визуальный, аудиальный, сенсорный)

Данная методика может использоваться в двух вариациях – полной (15 понятий), и частичной (5 понятий). При использовании полной версии вы можете столкнуться с тем, что не все понятия могут быть знакомы и понятны детям, и тогда данные исследования будет не достоверными, поэтому в начальной школе (1-2 классы) рекомендуется использовать краткую версию данной методики, дополнительно проанкетировав родителей учеников. Параллельно рекомендуется вести наблюдение за учениками, так как именно в учебной деятельности можно увидеть определенные особенности поведения ребенка, которые помогут уточнить ведущий вид его восприятия.

Инструкция: выберите из данных ниже словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию.

Сокращенная версия:

«Плохая погода"

1.Завывание ветра, стук капель.(А)

2.Зябко, ощущение сырости, влажный воздух.(К)

3.Тусклое небо, серые тучи.(В)

«Мёд»

1.Сладкий запах, липкие губы, тягучий.(К)

2.Золотистая прозрачная жидкость.(В)

3.Хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл.(А)

«Море»

1.Сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками.(В)

2.Тёплая солёная вода, горячий песок.(К)

3.Шум прибоя, шелест волн, крики чаек.(А)

«Яблоко»

1.Звонкий хруст укуса.(А)

2.Круглый плод красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве.(В)

3.Кисло-сладкий , сочный вкус, запах варенья.(К)

«Снег»

1.Сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало.(В)

2.Холодный, мягкий, пушистый.(К)

3.Скрипит под ногами, потрескивание наста.(А)

Ключ к тесту: Если среди ответов больше тех, что обозначены буквой “В” - это визуалы, больше с буквой “А” - аудиалы, больше ответов с буквой “К“ - кинестетики.

Полная версия теста:

  1. «Скорость»
    а) быстрая смена пейзажа, мелькание деревьев, домов… (в)
    б) шум ветра, шуршание шин, визг тормозов (а)
    в) учащенное сердцебиение; ощущение ветра, бьющего в лицо (к)
  2. «Плохая погода»
    а) завывание ветра, стук капель (а)
    б) зябко, ощущение сырости, влажный воздух (к)
    в) тусклое небо, серые тучи (в)
  3. «Мед»
    а) сладкий запах, липкие губы, тягучий (к)
    б) золотистая, прозрачная жидкость (в)
    в) хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчел (а)
  4. «Море»
    а) сине-зеленая вода, большие волны с белыми гребешками (в)
    б) теплая, соленая вода, горячий песок (к)
    в) шум прибоя, шелест волн, крики чаек (а)
  5. «Усталость»
    а) тело ломит, голова тяжелая, вялость (к)
    б) мир вокруг кажется серым, бесцветным, пелена перед глазами (в)
    в) громкие звуки раздражают, хочется тишины (а)
  6. «Яблоко»
    а) звонкий хруст укуса (а)
    б) круглый плод красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве (в)
    в) кисло-сладкий, сочный вкус, запах варенья (к)
  7. «Снег»
    а) сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало (в)
    б) холодный, мягкий, пушистый (к)
    в) скрипит под ногами, потрескивание наста (а)
  8. «Вечер»
    а) размытые краски, яркие огни фонарей, длинные тени (в)
    б) приглушенные звуки, голоса близких, шкварчащий на сковороде ужин (а)
    в) ощущение приятной усталости, мягкое удобное кресло, чашка горячего чая (к)
  9. «У костра»
    а) тепло, дым щиплет глаза, согревает (к)
    б) языки красного пламени, вспыхивающие угли, сизый дым (в)
    в) потрескивание углей, шипение дров, бульканье воды в котелке (а)
  10. «Дерево»
    а) шелест листьев, треск сучьев, скрип веток (а)
    б) высокий прямой коричневый ствол, зеленая крона, лучи солнца проглядывают сквозь листву (в)
    в) шершавая кора, мягкая листва, запах свежести (к)
  11. «Библиотека»
    а)  шорох страниц, приглушенная речь, скрип стульев (а)
    б) книги с гладкими обложками, увесистые тома, запах старых книг (к)
    в) глянцевые и матовые, красочные и разноцветные обложки книг; высокие стеллажи (в)
  12. «Город»
    а) завлекающие витрины магазинов, разнообразие и смешение различных запахов (к)
    б) высокие здания, серые мостовые, яркие рекламные щиты, разноцветные машины (в)
    в) шум машин, гул голосов, вой сирены, хлопанье дверей (а)
  13. «Утро»
    а) светло-голубое небо, прозрачный воздух, показавшееся из-за горизонта розовое солнце (в)
    б) щебетание птиц, тишина, тихое шуршание листьев (а)
    в) прохладный воздух, влажная трава, теплые лучи солнца, дышится полной грудью (к)
  14. «Ремонт»
    а) запах пыли, краски, лака; влажные свежепоклеенные обои (к)
    б) чистые обои, белый потолок, беспорядок (в)
    в) стук молотка, визг дрели, эхо в пустых комнатах (а)
  15. «Церковь»
    а) огоньки свечей, золото алтаря, тусклые краски старинных икон, полумрак (в)
    б) монотонный голос богослужителя, хоровое пение, потрескивание свечей (а)
    в) сладкий запах ладана, запах горящего воска, ощущение умиротворения (к)

 

Анкета для родителей

Американские психологи Л. Брэдвей и Б. Алберс Хил разработали тест для определения способа познания у детей младшего школьного возраста. Данная анкета заполняется родителями.

Инструкция. Внимательно посмотрите, какое из нижеприведенных утверждений больше всего относится к вашему ребенку. Подчеркните его.

1. Общение

• Когда моему ребенку хочется выразить свои мысли, он пользуется простыми фразами (3).

• Мой ребенок неправильно произносит некоторые звуки и слова (3).

• Мой ребенок редко сам вызывается отвечать (3).

• Мой ребенок правильно использует глагольное время (С).

• Моему ребенку нравится разговаривать со взрослыми (С).

• Мой ребенок любит сочинять и рассказывать вымышленные истории (С).

• Мой ребенок говорит короткими, прямыми фразами (Д).

• Мой ребенок невнятно произносит некоторые звуки (Д).

• Мой ребенок может рассказывать что-нибудь непоследовательно (Д).

2. Любимые игрушки и занятия

• Моему ребенку нравятся калькуляторы и компьютеры (3).

• Моему ребенку нравится рукоделие и моделирование (3).

• Мой ребенок любит читать вслух, и ему нравится, когда ему читают (С).

• Моему ребенку нравится придумывать игры (С).

• Моему ребенку нравится заниматься спортом и играть в подвижные игры (Д).

• Мой ребенок любит кататься на велосипеде и ходить в походы (Д).

• Мой ребенок любит ухаживать за домашними животными (Д).

3. Микромоторика

• Мой ребенок правильно выводит буквы, точно в границах строки (3).

• Для письменных работ моего ребенка характерна аккуратность (3).

• Моему ребенку особенно нравится раскрашивание (3).

• Мой ребенок аккуратно пишет печатными буквами (С).

• Мой ребенок диктует или читает самому себе во время занятий (С).

• Мой ребенок часто просит помочь при выполнении творческих заданий (С).

• Моему ребенку трудно писать на разлинованной бумаге (Д).

• Мой ребенок путает порядок букв и слов (Д).

• Мой ребенок сильно нажимает на карандаш или кисточку (Д).

4. Навыки поведения в коллективе

• Мой ребенок чувствует себя одиноко в группе детей (3).

• Мой ребенок редко сам заводит разговор, он отвечает, когда его спрашивают (3).

• Индивидуальные занятия нравятся моему ребенку больше, чем групповые (3).

• Мой ребенок очень разговорчив (С).

• Мой ребенок обычно первым начинает разговор (С).

• Моему ребенку часто делают замечания за то, что он слишком много говорит на уроках (С).

• Мой ребенок более общителен на игровой площадке (Д).

• Моему ребенку легче выражать мысли с помощью жестов (Д).

• Мой ребенок выступает в роли лидера на игровой площадке (Д).

5. Память

• Мой ребенок запоминает то, что видит (3).

• Мой ребенок читает, вспоминая значение слов (3).

• Мой ребенок легко усваивает математические правила (С).

• Мой ребенок читает, узнавая слова по их звучанию (С).

• Моему ребенку нелегко вспомнить то, что он видел и слышал (Д).

• Моему ребенку нужна помощь, чтобы научиться читать (Д).

6. В школе

• Мой ребенок аккуратно одевается (3).

• Мой ребенок отвлекается, обращая внимание на цвета и движущиеся предметы (3).

• Мой ребенок следит за порядком на своем рабочем месте (3 .

• Внешний вид моего ребенка ни аккуратный, ни чрезмерно опрятный (С).

• Мой ребенок легко отвлекается на звуки и голоса (С).

• Мой ребенок ведет дискуссии и часто сам вызывается отвечать (С .

• Мой ребенок часто выглядит довольно неопрятно (Д).

• Мой ребенок чрезмерно активен и часто отвлекается (Д).

• Моему ребенку трудно усидеть на своем вместе (Д).

Ключ к анкете:

Каждый ответ соотносится с определенным способом познания, на что указывает буква в скобках после каждого варианта ответа:

— «зритель» или визуал

С — «слушатель» или аудиал

Д — «деятель» или кинестетик

Скорее всего, ответы будут сосредоточены в одной или двух колонках. Преобладание ответов по какому-либо варианту будет указывать, каким способом познания преимущественно пользуется ребенок.

Методики

Диагностики адаптации первоклассников к обучению в школе.

Источник: Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд.- М.:

«Просвещение», «Учебная литература», 1996

    1. Методика «Что мне нравится в школе» (рисунок)

Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе».

Несоответствие рисунков теме указывает на:

а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и

преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют

машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);

б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем

притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок

упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего

умеет и любит рисовать);

в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно

детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у

других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме). Такие ситуации

оцениваются 0 баллов.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной

активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);

б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами

свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации

(20 баллов);

в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к

школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).

2 Анкета «Мое отношение к школе».

Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты,

предложенной Н.Г. Лускановой, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3

баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, ней тральный – 1, положительный – 3 балла).

Вопросы анкеты

1 Тебе нравится в школе или не очень?

2 Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется

остаться дома?

3 Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам,

ты бы пошел в школу или остался дома?

4 Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5 Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

6 Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

7 Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8 Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9 У тебя в классе много друзей?

10 Тебе нравятся твои одноклассники?

Шкала оценок.

Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной

адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов, указывают на

внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и

ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной

мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной

дезадаптации, а его повышение – положительной динамики в обучении и развитии.

Выявляются три уровня адаптации детей к школе:

1 Высокий уровень – ребенок положительно относится к школе, предъявляемые

требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; полно

овладевает программой, прилежен; внимательно слушает указания учителя; выполняет

поручения без внешнего контроля; проявляет интерес к самостоятельной работе, всем

предметам; поручения выполняет охотно; занимает благоприятное статусное положение в

классе.

2 Средний уровень – ребенок положительно относится к школе; понимает учебный

материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи;

внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля;

сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими

детьми в классе.

3 Низкий уровень – ребенок относится к школе отрицательно или безразлично; жалуется

на нездоровье; преобладает плохое настроение; нарушает дисциплину; учебный материал

усваивает фрагментарно; к самостоятельным занятиям не проявляет интереса; к урокам

готовится нерегулярно; требует контроля и помощи, нуждается в паузах, пассивен,

близких друзей в классе не имеет.

3.Методика «Градусник»

Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с

учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это -

градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо и

тревожно. Такая температура бывает 38°, 39°, 40°, 41° (цифры записывает на доске).

Нормальная температура человека - 36, 6°. У него нет тревоги, все хорошо, у него все

получается, он здоров. Температура бывает 35°. При такой температуре человек

испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После

объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные

предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту

температуру, которая них условно появляется при назывании этого предмета. Пример:

русский язык — 39°, математика - 36,6° и т.д. Это позволяет определить степень

тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью.

4 Методика «Краски»

Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной

бумаги. На каждом листе нарисовано 10 кружков. Учащимся педагог называет десять

предметов, связанных со школой. Задача учащихся - раскрасить кружки самостоятельно,

определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо

дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура,

школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребенок окрашивает предмет в темный или

вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое

связано с его успешностью в учебной деятельности.

Эта диагностика позволяет определить испытывает ли ребенок учебные затруднения, которые связаны с его успешностью в учебной деятельности.

  1. Психогеометрический тест.

Источник: Психологические тесты/ Под ред. А.А. Карелина: в 2 т. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАСОД, 2001

Психогеометрический тест – это проективная методика исследования личности, которая была представлена в 1978 году. Ее автором является

достаточно известная многим личность — Сьюзан Деллингер, специалист по социально-психологической подготовке управленческих

кадров, которая работает с такими крупными компаниями, как General Telephone and Electronics, Chevrolet Motors, Honeywell и др.

В качестве теоретических предпосылок, лежащих в основе науки, которую Сьюзан Деллингер определяет как психогеометрию, названы —

учения Карла Юнга о психических типах и представления о функциональной ассиметрии полушарий головного мозга.

Участнику предлагается взглянуть на 5 фигур: круг, квадрат, прямоугольник и зигзаг.

Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это — я!" Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете

сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас.

Запишите ее название под номером 1 Теперь проработайте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения (запишите их

названия под соответствующими номерами).

Итак, самый трудный этап закончен. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место - это ваша основная фигура, или субъективная

форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.

Остальные четыре фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения. Последняя

фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которой будет представлять для вас наибольшие трудности. Однако может

оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

Краткие психологические характеристики соответствующих форм личности:

КВАДРАТ

Если вашей основной фигурой оказался квадрат, то вы — неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело

до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы — вот основные качества истинных Квадратов.

Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и

неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат

способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей

области.

Если вы выбрали для себя квадрат — фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к «левополушарным» мыслителям, то есть к тем,

кто перерабатывает данные в последовательном формате: а-б-в-г... Они скорее «вычисляют результат», чем догадываются о нем. Они

чрезвычайно внимательны к деталям, любят порядок. Их идеал - распланированная, предсказуемая жизнь, и им не по душе изменение

привычного хода событий. Они постоянно «упорядочивают», организуют людей и вещи вокруг себя.

Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать хорошими специалистами — техниками, администраторами, но редко

бывают хорошими менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в уточняющей информации для принятия решений

лишает Квадрата оперативности.

Аккуратность, соблюдение правил могут развиться до парализующей крайности. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость,

консерватизм в оценках мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадраты неэффективно действуют в

аморфной ситуации.

ТРЕУГОЛЬНИК

Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность

истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Они - энергичные, сильные личности.

Треугольники, как и их родственники Квадраты, относятся к линейным формам также являются «левополушарными» мыслителями.

Способны глубоко и быстро анализировать ситуации. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники

сосредоточиваются на главном, на сути.

Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Потребность быть правым и потребность управлять

ситуацией, решать не только за себя, но и, по возможности, за других, ведут Треугольника к постоянной готовности борьбы, соперничества.

Треугольники с большим трудом признают свои ошибки! Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть. Не любят менять свои

решения, часто бывают категоричны. К счастью (для них и окружающих), Треугольники быстро и успешно учатся (впитывают полезную

информацию как губка), правда, только тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует достижению главной цели.

Треугольники честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник

стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря — сделать карьеру. Из Треугольников получаются

отличные менеджеры. Главное отрицательное качество Треугольников - сильный эгоцентризм, направленность на себя. На пути к вершинам

власти они не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя...

Может быть, без них жизнь потеряла бы свою остроту.

ПРЯМОУГОЛЬНИК

Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре

сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут

сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины «прямоугольного» состояния могут быть самыми разными, но

объединяет их одно — значимость изменений.

Основным психическим состоянием Прямоугольников является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанность в

проблемах и неопределенность в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты — непоследовательность и

непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-

то, ищут новые методы работы, стили жизни.

Быстрые, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей.

Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.

Однако у Прямоугольника обнаруживаются и позитивные качества, привлекающие к нему окружающих: любознательность, пытливость,

живой интерес ко всему происходящему и... смелость! Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко

усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость. Поэтому Прямоугольниками

легко манипулировать. «Прямоугольность» — всего лишь стадия. Она пройдет!

КРУГ

Круг — это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших

межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди. Круг — самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит

тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью. Круги — лучшие коммуникаторы благодаря своему умению слушать

собеседника. Они обладают высокой чувствительностью, способны сопереживать.

Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги «болеют» за свой коллектив и

популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса. Во-первых, Круги

направлены скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать

непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его

избежать. Иногда — в ущерб делу. Во-вторых, Круги вообще не отличаются решительностью, часто не могут подать себя должным образом.

Однако Круги не слишком беспокоятся, в чьих руках находятся власть. В одном Круги проявляют завидную твердость — если дело касается

вопросов морали или нарушения справедливости.

Круг — нелинейная форма, близкая к «правополушарным» мыслителям, у которых преобладают образы, интуиция, эмоции. Поэтому

переработка информации у Кругов осуществляется не последовательно, а скорее мозаично, прорывами. Это не означает, что Круги не в

ладах с логикой. Просто формализм у них не в приоритетах. Главные черты в их мышлении — ориентация на субъективные факторы

проблемы (ценности, оценки, чувства и т.д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что Круг —

прирожденный психолог. Однако часто он слабый организатор — ему не хватает «левополушарных» навыков своих «линейных братьев» —

Треугольника и Квадрата.

ЗИГЗАГ

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая

фигура. Если вы твердо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вы, скорее всего, истинный «правополушарный» мыслитель,

инакомыслящий. Вам еще в большей степени чем Кругу свойственны образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая,

последовательная дедукция — это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от «а» к «я», поэтому многим «левополушарным»

трудно понять Зигзагов.

Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство. Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль.

В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот — заострением

конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя свое

природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза» другим.

Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи,

строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. В работе им требуется независимость от других и высокий уровень

стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг «оживает» и начинает выполнять свое основное назначение — генерировать новые идеи.

Зигзаги — идеалисты, отсюда берут начало такие их черты, как непрактичность, наивность. Зигзаг — самый возбудимый из пяти фигур. Они

несдержанны, очень экспрессивны, что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не

сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и

интерес к идее).

Единое окно цифровой обратной связи

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?